79,41 $/бар. 99,93 $/руб. 103,29 €/руб. Ni cash 15850 $/тн Ni 3-х мес. 16100 $/тн LME Ni 170214 тн Ni средняя 15397 $/тн Charge Cr 1,52 $/lb
  • Импорт
  • Производство

Защита от реального демпинга или удобный формат поддержания договорной монополии

Инициаторами антидемпинговых расследований всегда выступают местные производители. В большинстве случаев это оправдано и имеет под собой реальную основу недобросовестной конкуренции, но не всегда.
Если постоянное введение ограничений на импорт на протяжении многих лет становится единственной возможностью выжить, необходимо задуматься о реальном состоянии отечественного производства.

Еще не остыли страсти от введения Вьетнамом и Индией антидемпинговых мер в отношении импорта плоского проката из нержавеющей стали, а уже очередная страна региона пытается закрыть свой рынок.
Малайзия
Министерство международной торговли и промышленности Малайзии завершило антидемпинговое расследование в отношении импорта плоского холоднокатаного проката из нержавеющей стали.
По результатам расследования предлагается ввести окончательные антидемпинговые пошлины в отношении импорта проката: из Китая в размере от 3,66 до 23,95%, из Республики Кореи – от нуля до 7,27%, из Таиланда – от 22,86% до 111,61% и из Тайваня – от нуля до 14,02%.

Напомним, что в 2012 году в Малайзии было создано современное предприятие Bahru Stainless. Мощности предприятия по выпуску плоского х/к проката из нержавеющей стали составляют 400 тыс.тн в год. Данный объем полностью покрывает потребности страны в плоском х/к прокате. Акционерами предприятия являются Acerinox (67%), Nisshin Steel (30%) и Hanwa (3%).
В проект уже вложено более 680 млн USD. Третья и четвертая очереди развития предприятия предусматривают строительство стана горячей прокатки и плавильных мощностей объемом до 1 млн тонн в год. Понятно, что продолжение инвестиций требует поддержки со стороны государства.

ЕАЭС
Департамент защиты внутреннего рынка Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) приступил к повторному антидемпинговому расследованию в отношении ввоза китайских холоднодеформированных бесшовных труб из нержавеющей стали.

Правда, назвать его повторным можно с натяжкой. Напомним, что последнее «повторное» расследование было связано с малайзийскими трубами.

В конце декабря 2017 года участники рынка нержавеющей стали ознакомились с шедевром под названием «Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13.12.2017 N 169 «О внесении изменений в Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 9 апреля 2013 г. N 65».

Если кратко, то под антидемпинговую пошлину в отношении импорта китайских труб (19,15%), которая действует до 15 мая 2018 года, подвели бесшовные трубы из нержавеющей стали, происходящие из Малайзии.

Уникальность этого Решения заключается в том, что, как было установлено в рамках проведения расследования, в Малайзии данные трубы не производятся. Установление факта обхода действующей антидемпинговой меры притянуто за уши. Не китайские, а малайзийские компании получали сертификаты о происхождении в своих госструктурах и экспортировали трубы в ЕАЭС.

Все поставки труб «малайзийского производства» – обычная контрабанда, и разбираться с ней должны компетентные органы. Несмотря на очевидность, было принято Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии о включении малайзийских труб в китайскую повинность.
В воздухе повис многозначительный вопрос: «Как можно ввести антидемпинговую пошлину на ввоз того, чего нет?».
Доклад о результатах расследования ставит под сомнение объективность Департамента защиты внутреннего рынка, а принятое Решение – компетентность Коллегии в целом.
Судите сами.
Инициаторы расследования – профессионалы. До начала расследования им было известно, что никакого производства данной продукции в Малайзии нет.
Или заявители использовали департамент «втёмную», что трудно предположить, учитывая столь долгосрочное и плодотворное сотрудничество, или таковым был совместный план.

Для чего нужен был весь этот цирк с малайзийскими трубами?
Ответ очевиден: для того, чтобы продлить антидемпинговую пошлину на китайские трубы. Китай обходит антидемпинговую пошлину, а значит, ее нужно продлить. И это «доказано».

Основанием для «повторного» расследования стало очередное заявление российских трубных компаний о бедственном, даже отчаянном положении перед лицом неотвратимости возможного демпинга.

Заявители, гордо именуемые «отрасль экономики государств-членов ЕАЭС», представлены российскими предприятиями, входящими в две частные группы – ТМК и ЧТПЗ: ООО «ТМК-ИНОКС», ПАО «Челябинский трубопрокатный завод» и ПАО «Первоуральский новотрубный завод».

За 10 лет практически ничего не изменилось.
10 декабря 2007 года по заявлению все тех же инициаторов (плюс ВТЗ и «серый кардинал» – ФРТП) МЭРТ РФ начало специальное защитное расследование в отношении возросшего импорта нержавеющих труб, завершившееся 23 декабря 2008 года введением специальной пошлины в размере 28,1%.

С этого момента трубники без привилегий уже не обходились. Менялись структуры, ограничивающие импорт, и сами ограничения, а доминирующее положение на внутреннем рынке оставалось.

Российское государство, а потом и все остальные на протяжении 10 лет уже по накатанной помогали производителям труб: установлением минимального уровня специальной пошлины, введением антидемпинговых пошлин и квот на импорт.

Может быть, пришло время спросить: «Почему за счет других участников рынка поддерживается договорная монополия частных компаний?» Такая ситуация явно не соответствует условиям рыночной экономики.

Что реально сделали трубники за 10 лет?
- Приобрели оборудование и запустили производство трубной заготовки? – Нет.
- Существенно повысили конкурентоспособность бесшовных труб? – Нет.
- Провели широкомасштабную модернизацию? – Нет.
- Значительно увеличили объем производства и расширили номенклатуру выпуска? – Нет.
- Увеличили объем экспорта и географию поставок? – Нет.

Единственное, что реально удалось сделать, так это увеличить таможенные платежи участников рынка при ввозе бесшовных труб, произведенных основными конкурентами в Китае и на Украине (Малайзия – не в счет).

Учитывая профессионализм и многолетнее сотрудничество участников повторного расследования (инициаторы и департамент), ожидать другого исхода, кроме продления, не приходится.

Напомним, что директор департамента Ильичев В.Е. с 2004 года участвует в расследованиях в отношении импорта продукции из нержавеющей стали. С 2011 года непосредственно руководит департаментом, инициирует расследования, в том числе в отношении нержавеющих труб, готовит доклады и предложения для Коллегии ЕЭК.

Согласно регламенту, повторное расследование должно быть завершено в течение 12 месяцев с даты его начала, т.е. до 19 января 2019 года, но пошлина действует до 15 мая 2018 года. И как тут быть?
До завершения повторного расследования применение антидемпинговой пошлины продлевается по решению ЕЭК.

Если такое решение будет принято, а расследование затянется до декабря 2018 года, то с вероятностью 99% в результате антидемпинговая пошлина будет продлена на очередной пятилетний срок.

При этом Департаменту защиты внутреннего рынка ничего не нужно доказывать – все уже им «доказано» результатами предыдущих расследований (см. текст Уведомления).

На заметку
Ограничения во внешней торговле и их последствия для развития российского рынка обсудят участники Международной конференции «Нержавеющая сталь – 2018», которая будет проходить в Москве 15 марта 2018 года.
До 10 февраля действует льготная стоимость участия.
Получить более подробную информацию и зарегистрировать свое участие Вы можете на конференционном сайте - https://stainless-conference.ru.

Подписаться на новости »
Все новости

Участники Ассоциации «Спецсталь»