По информации, опубликованной 5 августа 2010 года на сайте Правительства РФ (http://government.ru/docs/11637/), Правительственная подкомиссия по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию, защитным мерам во внешней торговле правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции, которую провел первый заместитель председателя правительства РФ Виктор Зубков, поддержала введение антидемпинговой пошлины в отношении никельсодержащего нержавеющего плоского проката, поставляемого в Россию из ЮАР, Бразилии, Кореи и Китая, сроком на 3 года.
Напомним, что Министерство промышленности и торговли РФ Приказом №189 от 25 марта 2009 года приняло решение «О начале антидемпингового расследования в отношении импорта никельсодержащего нержавеющего плоского проката, происходящего из Федеративной Республики Бразилия, Китайской Народной Республики (включая Тайвань), Республики Корея, Южно-Африканской Республики и ввозимого на таможенную территорию Российской Федерации».
По прошествии 12 месяцев 26 марта 2010 года Министерство РФ своим приказом № 237 продлило срок расследования еще на 3 месяца - до 27 июня 2010 года.
21 июня Минпромторг РФ опубликовал Доклад о результатах расследования.
Чего хотели заявители?
Российские инициаторы антидемпингового расследования: (ЗАО «Волгоградский металлургический завод «Красный Октябрь», ОАО «Челябинский металлургический комбинат», ОАО ММЗ «Серп и Молот») просили ввести сроком на 5 лет антидемпинговую пошлину на импорт плоского никельсодержащего проката из стран (в процентах % от таможенной стоимости):
· Для поставок из Китая – 73,3%,
· Для поставок из Республики Корея – 60,9%,
· Для поставок из Тайваня – 67%,
· Для поставок из Бразилии – 109,5%,
· Для поставок из ЮАР – 65,5%.
По итогам антидемпингового расследования Минпромторг РФ сделало следующие предложения:
«На основании результатов расследования и соответствии со статьями 4 и 11 Федерального закона Минпромторг России предлагает на основании результатов расследования установить антидемпинговую меру сроком на 5 лет в форме антидемпинговых пошлин.
Для никельсодержащего проката, происходящего из КНР (Тайвань)
Для Shanxi Taigang Stainless Steel Co., Ltd. – в размере 29,9% от таможенной стоимости.
Для Yeun Chyang Industrial Co., Ltd. – в размере 39,1% от таможенной стоимости.
В соответствии со статьями 16 и 29 Федерального закона единая антидемпинговая пошлина для других производителей никельсодержащего проката, происходящего из КНР и ввозимого на таможенную территорию Российской Федерации, определена как наибольшая из перечня ставок, установленных для производителей и/или экспортеров никельсодержащего проката из КНР, в отношении которых была определена демпинговая маржа (39,1%), и ставки, определенной путем сопоставления установленной в ходе расследования средневзвешенной нормальной стоимости и средневзвешенной экспортной цены (22,0%).
Таким образом, единая антидемпинговая пошлина для других производителей никельсодержащего проката, происходящего из КНР и ввозимого на таможенную территорию Российской Федерации, составляет 39,1% от таможенной стоимости.
Для никельсодержащего проката, происходящего из Кореи
Для POSCO – в размере 4,8 % от таможенной стоимости.
Для других производителей никельсодержащего проката, происходящего из Кореи и ввозимого на таможенную территорию Российской Федерации, включая Daimyung TMS Co., Ltd. и Taihan ST Co., Ltd.23,– в размере 62,8% от таможенной стоимости.
Размер демпинговой маржи для Daimyung TMS Co., Ltd. и Taihan ST Co., Ltd. составляет 86,8% .
В соответствии со статьями 16 и 29 Федерального закона единая антидемпинговая пошлина для других производителей никельсодержащего проката, происходящего из Кореи и ввозимого на таможенную территорию Российской Федерации, должна определяться как наибольшая из перечня ставок, установленных для отдельных производителей и/или экспортеров никельсодержащего проката из Кореи, в отношении которых была определена демпинговая маржа (86,8%), и ставки, определенной путем сопоставления установленной в ходе расследования средневзвешенной нормальной стоимости и средневзвешенной экспортной цены (49,3%). Таким образом, антидемпинговая пошлина для других производителей никельсодержащего проката, происходящего из Кореи и ввозимого на таможенную территорию Российской Федерации, должна составлять 86,8% от таможенной стоимости.
Вместе с тем, в ходе расследования установлено, что для устранения материального ущерба, причиненного российским производителям никельсодержащего проката корейскими производителями и/или экспортерами данного товара (за исключением POSCO), достаточным размером антидемпинговой пошлины для других производителей никельсодержащего проката, происходящего из Кореи и ввозимого на таможенную территорию Российской Федерации, будет 62,8% от таможенной стоимости. Ставка антидемпинговой пошлины для других производителей никельсодержащего проката, происходящего из Кореи и ввозимого на таможенную территорию Российской Федерации, включая Daimyung TMS Co., Ltd. и Taihan ST Co., Ltd., рассчитана как отношение разницы средневзвешенной российской цены на никельсодержащий прокат на условиях EXW, без НДС (5512 долл. США) и средневзвешенной цены на данный товар, происходящий из Республики Корея, с учетом ввозной таможенной пошлины и сборов за таможенное оформление, без НДС (3386 долл. США) к средневзвешенной цене на данный товар, происходящий из Республики Корея, с учетом ввозной таможенной пошлины и сборов за таможенное оформление, без НДС (3386 долл. США).
Таким образом, единая антидемпинговая пошлина для других производителей никельсодержащего проката, происходящего из Кореи и ввозимого на таможенную территорию Российской Федерации, включая Daimyung TMS Co., Ltd. и Taihan ST Co., Ltd., составляет 62,8% от таможенной стоимости.
Для никельсодержащего проката, происходящего из Бразилии
Для всех производителей никельсодержащего проката, происходящего из Бразилии и ввозимого на таможенную территорию Российской Федерации, в размере 21,1% от таможенной стоимости.
Для никельсодержащего проката, происходящего из ЮАР
Для всех производителей никельсодержащего проката, происходящего из ЮАР и ввозимого на таможенную территорию Российской Федерации, в размере 33,3% от таможенной стоимости.»
Комментарии Ассоциации.
Ассоциация «Спецсталь» официально зарегистрирована в качестве участника антидемпингового расследования. После ознакомления с Докладом Министерства о применении антидемпинговых мер в отношении импорта плоского никельсодержащего плоского проката хочется, в очередной раз, порадоваться за отечественных производителей.
В целом процедурные вопросы исполнены на достаточно высоком уровне. Но несколько основополагающих моментов, как и ранее, не было принято во внимание или вообще игнорируется.
Первое – почему в указанный период (2004-2008) вырос импорт данной продукции из этих стран. Ответ прост – потому, что Россия в марте 2007 года ввела антидемпинговую пошлину на импорт данной продукции из стран ЕС, доля которых в общем объеме поставок превышала 85%.
Второе – без заключений и технических экспертиз независимых и признанных во всем мире экспертных (российских и иностранных) компаний работники Министерства приняли решение, что продукция отечественных производителей полностью соответствует иностранным стандартам и качеству ведущих иностранных производителей.
Помимо этого, ограниченность производимого в России плоского проката (по типоразмерам, марочному составу и качеству поверхности) во внимание принята не была.
Третье – в основе обвинения в демпинге иностранных поставщиков лежит таможенная стоимость продукции, декларируемая российскими импортерами при ее ввозе. Не знаю, как долго можно сохранять «невинность» в данном вопросе, но всем уже хорошо известно, что таможенная стоимость, особенно в указанный период ввоза, и реальная цена товара – это совершенно разные величины. И обвинять иностранных производителей в том, что оффшорные компании, организованные российскими импортерами, ввозили их продукцию с занижением таможенной стоимости, просто абсурдно.
К тому же в России физически отсутствует производство широкой номенклатуры плоского проката, в частности:
- плоский холоднокатаный прокат с поверхностью 2В, ВА,
- плоский холоднокатаный прокат, толщиной более 4 мм (в мире до 12 мм),
- горячекатаный прокат, толщиной более 28 мм и шириной 1500 мм и более (в мире до 4500 мм),
- плоский холоднокатаный прокат со шлифованной (4N и т.п.), полированной (8N) и с декоративной поверхностью,
- холоднокатаный прокат, шириной 1500 мм и более (в мире до 2500),
- перфорированный плоский прокат,
- горячекатаный профнастил (чечевица),
- холоднокатаная лента шириной более 400 мм.
Вся эта продукция из-за несовершенства ТН ВЭД РФ попадает под 10-значные коды товаров, в отношении которых будут введены антидемпинговые пошлины.
Четвертое – государство неоднократно предоставляло отечественным производителям преференции, но никакой серьезной модернизации или создания новых современных производств так осуществлено и не было. Об этом свидетельствуют не только низкий объем российского производства и рост импорта, но и постоянное падение объемов российского экспорта, в частности, никельсодержащего плоского проката.
Экспорт, как лакмусовая бумажка, показывает реальную конкурентоспособность российской продукции. И в отличие от того же Тайваня (остров – выплавка нержавеющей стали ~1,5 млн.тн/год), где сначала нужно все завезти от энергоносителей до сырья (никель, феррохром, ферротитан, лом…), а потом вывезти, но при этом обладающим современным комплексом специальной металлургии, Россия (выплавка нержавеющей стали, максимально в 2003 году - 0,16 млн.тн) с ее сырьевыми запасами, не в состоянии конкурировать.
Что успокаивает?
Любое антидемпинговое «мракобесие», если оно только тотально не закрывает страну от всего остального мира – является бесполезным. В качестве потенциальных «демпингистов», заявители не указали: США (выплавка нержавеющей стали - 1,929 млн.тн), Индию (1,550 млн.тн.), Японию (3,705 млн.тн), а также Мексику, Таиланд, Индонезию, Вьетнам … – где развито производство холоднокатаного проката.
А после отмены в марте с.г. антидемпинговой пошлины на импорт данной продукции из стран ЕС, где мощности значительно превышают спрос, смысл введения новых антидемпинговых пошлин для поддержки отечественных производителей вообще потерялся.
Кроме экономических и политических проблем с Китаем, ЮАР, Бразилией и Республикой Корея, Россия вообще ничего не получит. Наличие демпинга более чем сомнительно. В денежном выражении, импорт данной продукции очень мал, а других товаров, которые мы ввозим из этих стран, слишком много. Еще важнее, какие товары, от экспорта которых зависит российская экономика, мы вывозим в эти страны.
Любые запретительные меры во внешней торговле автоматически вызовут ответную реакцию, и кто тогда выиграет – Минпромторг? Мечел? Россия?
Без создания современных производств конкурентоспособность российской продукции из нержавеющей стали будет оставаться на низком уровне. Новые для современной России производства оборудования и товаров с использованием нержавеющей стали будут и в дальнейшем ориентироваться на прокат зарубежного производства.
Интересно.
Введению каких-либо запретительных мер в отношении импорта продукции из нержавеющей стали всегда предшествует визит руководителя высшего уровня на отечественное предприятие:
24 декабря 2007 года господин Зубков В.А. посетил Московский металлургический завод «Серп и Молот». Как сообщил Виктору Зубкову генеральный директор завода Сергей Пареньков, цех приступил к работе осенью и уже получает заказы на продукцию. На вопрос, для кого именно производится такая продукция, Пареньков ответил, что для сахарного производства. «Все это время данное предприятие брало трубы у финнов», - заметил директор. «А теперь и мы можем сделать», - с улыбкой ответил Виктор Зубков».
Извините Виктор Алексеевич, но улыбаться нечему. Трубы как не было, так и нет, и что самое главное – и не будет. Пора с новой инспекцией. А что есть? Есть специальная ввозная пошлина на импорт нержавеющих труб в размере 28,1%.
23 июля 2010 года в Челябинске Председатель Правительства РФ Путин В.В. провел совещание с металлургами. «До начала совещания Владимир Путин побывал на одном из металлургических предприятий, Челябинском металлургическом комбинате (входит в группу "Мечел"), где принял участие в запуске машины непрерывного литья заготовки (МНЛЗ). Новая машина является частью комплекса по производству качественных и нержавеющих сталей. Комплекс позволит повысить качество выплавляемой стали, увеличить производство слябов на МНЛЗ до 1,2 млн. тн в год и существенно расширить ассортимент. Запуская машину, Путин, в частности, отметил, что предприятие уже превысило докризисные показатели на 10%».
К химическому составу выплавляемых марок нержавеющей стали на Челябинском МК претензий по большому счету и не было. Основной вопрос в номенклатуре производимого плоского проката из нержавеющей стали.
Да, модернизировал Мечел одну из двух МНЛЗ в ЭСПЦ-6. Да, сможет теперь выплавить сляб толщиной 170-250 мм и весом до 15 тн. А что дальше? Где он такой сляб прокатает? Вот и получается что для производства нержавеющего проката это новшество практически бесполезное, для углерода – другое дело. Зато, какой антураж: перевооружение, модернизация, импортозамещение и так далее. А качественного плоского проката как не было, так и не будет, а платить за все это будет – все тот же РОССИЙСКИЙ потребитель.
Может быть, перед тем, как подписывать очередной антидемпинговый «шедевр» на импорт продукции из нержавеющей стали, стоит уделить этому свое время и ознакомиться с реальным состоянием дел в металлургии нержавеющей стали в России, уважаемый премьер-министр?
Подписаться на новости »
Получайте свежие материалы прямо на почту
16.12.2024 Импорт Импорт нержавеющей стали продолжает снижаться Согласно экспертной оценке Ассоциации «Спецсталь», объем российского импорта продукции из нержавеющей стали в июле 2024 года, по сравнению с июнем, снизился на 13,9% и составил 31,25 тыс....
11.12.2024 Импорт Экспорт Производство Цены Сырьё Вышел ноябрьский номер бюллетеня «Спецсталь-Экспресс» Главные темы выпуска Российское производство проката из нержавеющей стали (январь-октябрь 2024/2023гг.) Текущая ситуация на китайском рынке нержавеющей стали Изменение цен на сырьевые товары Вну...
15.11.2024 Импорт Экспорт Потребление Цены Сырьё Рост цен откладывается В начале ноября средние экспортные цены на условиях FOB ASIA port на плоский х/к прокат AISI 304 2B (толщ. 2,0мм, рулон) увеличились на 2,2% и составили ~2075 USD/тн, а средние цены на плоский х/к про...
13.11.2024 Импорт Экспорт Производство Потребление Цены Сырьё Вышел октябрьский номер бюллетеня "Спецсталь-Экспресс" Главные темы выпускаМировое производство и прогноз потребления нержавеющей сталиРоссийское производство продукции из нержавеющей стали в Q1-Q3 2024/2023гг.Китайский рынок нержавеющей сталиЦены на сырь...
12.11.2024 Производство Производство нержавеющей стали в России продолжает снижаться Согласно экспертной оценке Ассоциации «Спецсталь», в период с января по сентябрь 2024 года, по сравнению с АППГ, объем выплавки нержавеющей стали в России снизился на 10,7% и составил 101,...