Азиатские производители и в первую очередь китайские активно модернизируют существующие и вводят в строй новые мощности по выплавке нержавеющей стали и производству проката.
По оценкам ISSF, в настоящее время мировые мощности по выплавке нержавеющей стали составляют около 71 млн тн. В ближайшие 3 года планируется ввод новых предприятий, и совокупные мощности вырастут до 85 млн тн, в том числе по выплавке слябов – до 71 млн тн и по выплавке биллетов – до 14 млн тн.
К сожалению, этот процесс России не касается.
Во второй половине июня 2018 года в Москве прошел очередной круглый стол «Потенциал российского рынка нержавеющей стали для производителей и потребителей из различных отраслей экономики», организованный Аналитическим центром при Правительстве РФ.
Участники дискуссии отметили, что в большей степени имеющийся дефицит нержавеющего листового проката тормозит развитие авиа- и судостроения, нефтегазового и энергетического машиностроения, машиностроения для пищевой и перерабатывающей промышленности, автомобильной промышленности, станкостроения.
Основные выводы:
1.«Производители нержавеющей стали (РФ) утверждают, что в текущих условиях данное производство не имеет экономического смысла, поскольку выйти на рынок невозможно»;
2.«Из-за низкой конкурентоспособности продукции из нержавеющей стали потребление в ряде сегментов может сократиться за счет увеличения импорта готовых изделий»;
3.«Что касается российской продукции, в себестоимости которой большую долю занимает нержавеющая листовая сталь, то ей затруднительно поддерживать конкурентоспособность по цене из-за высоких издержек на закупку материалов».
По мнению специалистов, решение данной проблемы должно положительным образом отразиться на темпах роста промышленного производства, реализации программ импортозамещения и конкурентоспособности продукции обрабатывающих отраслей».
Годом ранее - было погружение в тему.
Прелестно. От новизны подхода захватывает дух. Решать надо, но как – не знаем. Это в духе аппарата Правительства. А казалось бы, чего проще: выделить проблему в отдельную государственную программу, обеспечить финансирование, построить современный завод полного цикла, запустить, а затем реализовать часть акций предприятия заинтересованным компаниям.
Желающие со стороны крупных потребителей, ведущих трейдеров и поставщиков сырья найдутся. При этом государство может сохранить контрольный пакет акций (для поддержания порядка) и вернуть в бюджет практически все затраты на проект (только воровать на этапе строительства – не нужно).
Но тут возникает другая «неразрешимая» проблема – проблема обеспечения сырьем, точнее никелем. С остальными сырьевыми товарами особых проблем нет, и вряд ли в ближайшее время они появятся.
Никельсодержащие марки нержавеющей стали наиболее востребованы и перспективны с точки зрения прорывных технологий и проектов, озвученных Президентом (хотя бы добыча, переработка и транспортировка СПГ, СМП и добыча на шельфе…).
Как Вы думаете, для чего СССР создавал «Норильский никель»? – Правильно, для обеспечения отечественной металлургии сырьем для производства нержавеющей и специальной стали (обороноспособность страны).
А что делает «Норникель» сегодня? – Правильно, продает более 95% своей продукции на внешнем рынке. Контракты на поставку никеля заключены на десятилетия вперед, и физически найти 45-50 тыс.тн никеля в год для нужд вновь построенного предприятия без «воли государя» просто невозможно.
Нужно ли это «Норникелю»? – Опять правильно, не нужно. Попробуйте купить никель на внутреннем рынке. Цена будет заоблачной: LME, плюс премия, плюс НДС, плюс аванс, – короче, все сделано таким образом, чтобы желание развивать потребление внутри страны отбить напрочь, а рентабельность потребителя свести к нулю.
Отечественным производителям нержавеющей стали деваться некуда: на одном ломе качества не добьёшься – приходится докупать никель. А у производителей жаропрочных сплавов просто тупик. Но у них хотя бы заказчики из оборонного комплекса, Роскосмоса или атомного машиностроения (там деньги считают по-своему).
Вот и получается, что «палки в колеса» развитию отечественного производства нержавеющей стали как-бы подспудно вставляет «Норникель». Иначе чем объяснить, что один из крупнейших мировых производителей никеля, основными потребителями которого являются производители нержавеющей стали, за все это время не проявил интереса к вертикально интегрированной модели внутри страны.
«Норникель» успешно реализует никель производителям нержавеющей стали в Европе, Китае и других странах ЮВА. А потом российские компании импортируют из этих стран нержавеющий прокат и трубы, а также, что еще более важно, машиностроительную продукцию с использованием нержавеющей стали, которую могли бы выпускать сами.
Может быть, пора подумать об особых условиях налогообложения компаний, добывающих полезные ископаемые на территории России, перерабатывающих их в сырьевые продукты более высокого передела и практически полностью поставляющих их на внешний рынок, не развивая внутреннее потребление своей продукции. А полученные от налогов средства направить на реализацию целевых программ.
Можно сделать еще быстрее.
Посмотрите на Индонезию. Еще вчера страна экспортировала только никельсодержащую руду. Но Правительство приняло трудное решение о запрете, в результате которого на территории Индонезии стали как грибы строиться заводы по производству никельсодержащего чугуна и ферроникеля, а сейчас Индонезия становится одной из ведущих стран-производителей нержавеющей стали. Уже в этом году объем производства превысит 3,0 млн тонн, а в дальнейшем может вырасти до 9,2 млн тонн (РФ в 2017 году - 92,5 тыс тонн).
Правительство Индонезии не только успешно осваивает полезные ископаемые своей страны, но и создает условия для развития производства с высокой добавочной стоимостью. А это не только инвестиции и устойчивые валютные поступления, а еще тысячи рабочих мест.
Конечно, есть еще вариант полумеры, а точнее создания предприятия по производству холоднокатаного проката из давальческих рулонов. Но это уже частный проект, который, к слову, может быть реализован за достаточно короткий срок. При этом зависимость от поставки качественного г/к подката интересна только производителям тех стран, где выплавляют нержавеющую сталь.
В любом случае разговоры ради разговоров – дело хорошее, но пора бы уже Правительству РФ определиться: нужна стране нержавеющая сталь отечественного производства или нет?
Вы только задумайтесь: на территории России и всех стран ЕАЭС, а это более 20,2 млн кв.км, где проживает почти 184 млн человек и производится более 75 млн тонн стали, нет ни одного современного завода по выпуску плоского проката из нержавеющей стали.
Подписаться на новости »Получайте свежие материалы прямо на почту
04.02.2025 Производство Мировое производство нержавеющей стали в Q1-Q3 2024 Согласно данным, опубликованным ассоциацией WORLDSTAINLESS (ранее ISSF), выплавка нержавеющей стали в мире в период с января по сентябрь 2024 года, по сравнению с АППГ, увеличилась на 5,4% и составила...
28.01.2025 Импорт Экспорт Производство Потребление Цены Китай ушел на праздники Цены на рынке КитаяВ январе 2025 года цены на плоский нержавеющий прокат на внутреннем рынке Китая в целом оставались стабильными. Снижение деловой активности в преддверии Китайского Нового года (Праз...
22.01.2025 Импорт Экспорт Производство Потребление Китай установил очередной рекорд по выплавке нержавеющей стали Согласно данным аналитического агентства Мysteel (КНР), в 2024 году, по сравнению с 2023 годом, объем выплавки нержавеющей стали в Поднебесной вырос на 7,5% и составил более 39,44 млн тонн, что, согла...
13.01.2025 Импорт Экспорт Производство Цены Сырьё Вышел декабрьский номер бюллетеня «Спецсталь-Экспресс» Главные темы выпуска: Российское производство проката из нержавеющей стали (январь-ноябрь 2024/2023гг.) Текущая ситуация на китайском рынке нержавеющей стали &...
23.12.2024 Импорт Экспорт Производство Потребление Китайские нержавеющие трубы до конца сентября 2025 года останутся под антидемпинговой пошлиной Антидемпинговая пошлина в отношении импорта китайских горячедеформированных бесшовных труб из коррозионностойкой стали была установлена в соответствии с Решением Коллегии ЕЭК № 218 от 3 декабря 2019 г...