По итогам обсуждения выводов специального защитного расследования в отношении возросшего импорта на территорию РФ труб из нержавеющей стали, члены Правительственной комиссии РФ по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике «пришли к мнению о целесообразности применения ставки специальной пошлины в размере 28,1%. По отдельным товарным позициям предлагаемая ставка будет скорректирована в сторону уменьшения с учетом действующих повышенных ставок ввозных пошлин по таможенному тарифу».
А будет ли?
Напомним, что в январе 2009 года ставка ввозной таможенной пошлины на трубы из нержавеющей стали была увеличена до 20%.
Если принять во внимание слово «специальная», то после введения дополнительной пошлины российские импортеры будут платить:
· Цена трубы + 20% (действующая ставка), плюс к этому 28,1% (специальная пошлина) и, естественно, плюс 18% (НДС), что в совокупности увеличит стоимость импортной трубы на 81,4%. При чем, это коснется и бесшовных и электросварных труб.
История вопроса.
10 декабря 2007 года МЭРТ в соответствии с ФЗ от 8 декабря 2007 года №165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» уведомил «О начале специального защитного расследования в отношении возросшего импорта нержавеющих труб на таможенную территорию РФ».
Инициаторами расследования выступили российские предприятия-производители бесшовных труб из нержавеющей стали: ОАО «ВТЗ», ОАО «СинТЗ», ОАО «ЧТПЗ» и ОАО «ПНТЗ», входящие в два частных холдинга ТМК и ЧТПЗ.
В своем заявлении российские предприятия просили ввести сроком на 3 года специальную защитную меру в виде квоты на импорт бесшовных и электросварных труб из нержавеющей стали в размере 19284 тн.
В процессе реорганизации деятельности министерств, функции проведения расследований вместе с «торговлей» были переданы в Министерство промышленности и торговли РФ.
Насколько такое решение было правильным – покажет время, однако уже сейчас понятно, что министерство промышленности (внутренней) всегда будет против любого импорта, лоббируя интересы не всегда добросовестных отечественных производителей.
К данному расследованию и к выводам, к которым пришли Министерство и Комиссия, есть много вопросов:
Первый.
Срок проведения специального расследования ограничен 9 месяцами (ФЗ №165 ст.29 п.9). Министерство своим приказом от 8 сентября 2008 года №131 продлило расследование до 12 декабря 2008 года, т.е. до 12 месяцев. Вопрос – на каком основании? Или приказы министерства выше федеральных законов?
За все это время было проведено только одно публичное слушание (15 апреля 2008 года).
Письма и мнения потребителей, а также комментарии участников расследования по неконфиденциальной версии заявления не были учтены при принятии решения. Почему из расследования не были исключены электросварные трубы? Российские заявители их не производят!!!
Почему чиновники, проводящие расследования импорта товаров никак не могут понять, что реальная цена товара и «серая таможенная стоимость», указанная в декларациях при ввозе – это ни одно и тоже? А ведь именно на данных о «серой таможенной стоимости» построены все обвинения в демпинге.
Второй.
В своем заявлении инициаторы расследования просили установить квоту. Почему министерство приняло решение установить специальную пошлину?
«На основании результатов расследования и в соответствии со статьей 6 Федерального закона Минпромторг России предлагает установить специальную пошлину на нержавеющие трубы, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации, сроком на 3 года в размере 28,1 % от таможенной стоимости. Специальная пошлина не будет применяться в отношении импорта нержавеющих труб из Республики Белоруссия и развивающихся стран, пользую-щихся национальной системой преференций Российской Федерации, за исключением Бразилии и Китайской Народной Республики (включая Тайвань и специальные административные районы Китая Гонконг и Макао).
«Российская газета» от 23 декабря
Третий.
Почему государственная комиссия рекомендует установить специальную пошлину вне зависимости от страны происхождения (Бразилия и Китай)?
Для справки: ФЗ №165 – ст.2, п.18. «специальная пошлина – пошлина, которая применяется при специальной защитной меры и взимается таможенными органами РФ независимо от взимания ввозной таможенной пошлины».
Наверное, с эти вопросом более или менее все понятно. Слово Китай – у многих чиновников ассоциируется с нефтяной трубой и ругаться из-за 6-7 тыс.тонн нержавеющих труб с КНР просто опасно - на кону 2 млрд.долларов одних пошлин.
Но как же тогда быть с российскими производителями, доля производства нержавеющих труб, у которых составляет почти 0,34% от общего объема производства?
Правильно - нужно помочь. И рыбку съесть - и на трубу сесть.
Поэтому – один чиновник проводит расследование 12 месяцев, за которые не может разобраться в технологии производства и чем отличаются бесшовные и электросварные трубы. Потом ублажает Украину, вычеркнув ее из списка, и принимает решение наказать Китай и Бразилию. Правда другому чиновнику такой расклад не нравится, и он рекомендует самому главному подписать постановление и ввести специальную пошлину для всех. И наши целы и уши не торчат.
К чему это приведет?
Чем выше цена таможенного оформления, тем выше коррупционная составляющая и желание воспользоваться «серыми схемами» перекодировки товара, хотя бы в ту же углеродистую трубу или в пластик.
Реально – пострадают добропорядочные поставщики труб из нержавеющей стали и конечные потребители продукции, которые в основном (по бесшовной трубе) выполняют государственные заказы. Рост затрат на импорт, российские производители учтут в своих ценах, а платить за все придется государству – значит нам с вами.
И пока самый-самый Главный говорит о борьбе с коррупцией и переходе на инновационный путь развития – чиновничий аппарат продолжает создавать новые системы злоупотреблений.
На подходе (16 июля 2009) слушания по новому антидемпинговому расследованию в отношении импорта никельсодержащего нержавеющего проката.
Участники те же – смысл тот же.
Получайте свежие материалы прямо на почту
16.12.2024 Импорт Импорт нержавеющей стали продолжает снижаться Согласно экспертной оценке Ассоциации «Спецсталь», объем российского импорта продукции из нержавеющей стали в июле 2024 года, по сравнению с июнем, снизился на 13,9% и составил 31,25 тыс....
11.12.2024 Импорт Экспорт Производство Цены Сырьё Вышел ноябрьский номер бюллетеня «Спецсталь-Экспресс» Главные темы выпуска Российское производство проката из нержавеющей стали (январь-октябрь 2024/2023гг.) Текущая ситуация на китайском рынке нержавеющей стали Изменение цен на сырьевые товары Вну...
15.11.2024 Импорт Экспорт Потребление Цены Сырьё Рост цен откладывается В начале ноября средние экспортные цены на условиях FOB ASIA port на плоский х/к прокат AISI 304 2B (толщ. 2,0мм, рулон) увеличились на 2,2% и составили ~2075 USD/тн, а средние цены на плоский х/к про...
13.11.2024 Импорт Экспорт Производство Потребление Цены Сырьё Вышел октябрьский номер бюллетеня "Спецсталь-Экспресс" Главные темы выпускаМировое производство и прогноз потребления нержавеющей сталиРоссийское производство продукции из нержавеющей стали в Q1-Q3 2024/2023гг.Китайский рынок нержавеющей сталиЦены на сырь...
12.11.2024 Производство Производство нержавеющей стали в России продолжает снижаться Согласно экспертной оценке Ассоциации «Спецсталь», в период с января по сентябрь 2024 года, по сравнению с АППГ, объем выплавки нержавеющей стали в России снизился на 10,7% и составил 101,...