88,57 $/бар. 91,78 $/руб. 98,03 €/руб. Ni cash 19115 $/тн Ni 3-х мес. 19330 $/тн LME Ni 78594 тн Ni средняя 18132 $/тн Charge Cr 1,52 $/lb

Нержавеющий демпинг как форма монополизации рынка.

 

     16 июля 2009 года в здании Минпромторга РФ прошли публичные слушания в рамках  антидемпингового расследования, проводимого в отношении импорта никельсодержащего плоского проката в период с 2004 по 2007 год из Бразилии, ЮАР, Республики Корея, КНР (вкл.Тайвань).

      В слушаниях приняли участие представители:

·          заявителей - ОАО «ЧМК» (Мечел), ЗАО ВМЗ «Красный Октябрь» (ЗАО «РусСпецСталь»), ОАО «Серп и молот»,

·          ответчиков – ArcelorMittal, POSCO, Columbus Stainless (Pty) Ltd., TISCO, представители посольств: Республики Корея и ЮАР  

·          потребителей: ОАО «Ашинский МЗ», ОАО «Фритекс», ОАО «Чувашторгтехника» и Ассоциации «Спецсталь».

        Повестка дня публичных слушаний, включала пять вопросов:

1.Заинтересованные лица.

2.Товар, являющийся объектом расследования, и российский аналогичный товар.

3.Демпинговый импорт никельсодержащего плоского проката из указанных выше стран.

4.Материальный ущерб отрасли российской экономики.

5.Причинно-следственная связь между демпинговым импортом и материальным ущербом.

 

        Обычно такие слушания проходят в течение дня с 14:00 и закачиваются к 18:00. В этот раз они завершились только в 21:30. Не буду подробно пересказывать ход этой жаркой баталии. Само ее наличие говорит о том, что принимая решение о начале расследования Минпромторг не учел или не захотел учесть следующие обстоятельства:

- После введения в 2007 году антидемпинговой пошлины на импорт никельсодержащего проката из стран ЕС (доля которых составляла ~90%) в размере 840 евро/тн, совершенно естественно, что объем импорта данной продукции из других стран увеличился.

- Таможенная стоимость и реальная цена импортируемой продукции – это не одно и тоже. И для обвинения ведущих иностранных производителей в демпинге - одной только российской таможенной статистика маловато. Нужно как минимум запросить таможенную статистику из стран, включенных в расследование и желательно до его начала.

- Не были проведены предварительные консультации с компаниями импортерами и предприятиями-потребителями проката из нержавеющей стали, хотя бы с теми, кто указан в Заявлении.

- Доля ЧМК в выпуске никельсодержащего проката, и это хорошо было известно Минпромторгу, все последние годы почти в два раза превышала установленный законом (№ 165-ФЗ) 35-ти % рубеж, при котором необходимо получение Заключения от ФАС о последствиях воздействия антидемпинговой меры на конкуренцию на рынке РФ.

Заключение ФАС пока отсутствует.

        И последнее – никому в голову не приходила мысль о том, что ВЕСЬ МИР не может демпинговать на рынке, где объем потребления, составляет менее 0,9% от общемирового объема производства плоского проката из нержавеющей стали.

       

        Но вернемся к слушаниям.  Вкратце позиция Заявителей сводилась к следующему:

Российские производители выпускают всю номенклатуру плоского никельсодержащего проката (марки, размеры, поверхность), в том числе и по иностранным стандартам, которая ни чем не отличается от продукции зарубежных компаний. При этом иностранные компании применяют демпинг, о чем свидетельствуют данные таможенной статистики. И поэтому на импорт никельсодержащего плоского проката необходимо ввести сроком на 5 лет антидемпинговые пошлины от 65,5% до 109,5% от таможенной стоимости в зависимости от страны происхождения.

Вопрос Ассоциации «Спецсталь», который остался без ответа.

Производят ли Заявители следующую продукцию?:

- плоский холоднокатаный прокат с поверхностью 2В, ВА,

- горячекатаный прокат, толщиной более 25 мм и шириной более 1500 мм (по ГОСТу),

- плоский холоднокатаный прокат для глубокой вытяжки DDQ,

- плоский холоднокатаный прокат со шлифованной (4N), полированной (8N) и с декоративной поверхностью,

- холоднокатаный прокат, шириной более 1250 мм,

- горячекатаный прокат, шириной более 1500 мм (по ASTM),

- перфорированный плоский прокат,

- горячекатаный профнастил (чечевица).

 

Из-за несовершенства Товарной номенклатуры ВЭД РФ вся эта продукция попадает под коды ТН ВЭД, которые являются предметом антидемпингового расследования.

 

         В неконфидаденциальной версии Заявления российских производителей о применении антидемпинговых мер описание  процесса производства, рассматриваемых товаров, представлено очень скромно.

         О технологических процессах и наличие оборудования для отделки поверхности на ЧМК, таких как: 2В, ВА, 4N, 8N, DECO не сказано не слова. Почему – понятно? О поставках горячекатаного проката по Протоколу №1036 – речь вообще не идет.

        Про ВМЗ «Красный Октябрь» - еще скромнее: «Из нержавеющих марок аустенитного, ферритного и других классов производится горячекатаный листовой прокат толщиной от 2 до 100 мм. Лист поставляется в термообработанном состоянии (толщиной от 2 до 100 мм) с травлением и без, с УЗК, качество поверхности М2Б-М4Б.»

Какой ширины и длины, и при какой толщине ВМЗ производит горячекатаный прокат – информация отсутствует.

        О «Серпе и молоте» из-за низкого объема производства данного вида продукции (1035 тн в 2007 год и 981 тн в 2008 году) нет смысла подробно описывать «современную технологию» производства листа и ленты из сутунки.

      

       Об особенностях технологического цикла российских производителей (максимальный вес слябов, количество переделов, расходные коэффициенты, трудоемкость, потребление эл.энергии, скорость прокатки, …), о наличии автоматизированной системы регулирования  прокатных станов, и сроках эксплуатации оборудования - информация отсутствует.

       Доказательная база демпинга представлена:

- по внутренним ценам стран экспортеров - на основе информации из публичных журналов и с Интернет-сайтов.

- по экспортным ценам - на основе таможенной статистики РФ.

Информация от таможенных органов стран расследования не представлена.

 

        Учитывая «родственные связи» Минпромторга и Генерального директора ООО «УК Мечел» господина Дейнеко А.Д., а также, что юридическое обеспечение со стороны Заявителей осуществляет господин Ильичев В.Е., ранее занимавший должность начальника отдела мер защиты внутреннего рынка Департамента государственного регулирования внешнеторговой деятельности и таможенного дела МЭРТ, уже сейчас можно сделать вывод о результатах проводимого расследования.

        Думаю, что у участников рынка нет сомнения в том, что генератором антидемпинговых расследований в отношении плоского проката из нержавеющей стали выступает Мечел.

Цель тоже ясна – монополизация рынка путем государственного регулирования внешней торговли, которая, как известно, не требует многомиллионных вложений в модернизацию производства.

На пути к своей цели - пока не хватает ряда обязательных условий. Поэтому можно сделать ряд предположений о дальнейшем развитии событий.  

 

Что ждет участников рынка нержавеющей стали в ближайшей перспективе?

 

1.Новое антидемпинговое расследование, как и положено, завершится победной реляцией министерства о наличии демпинга и необходимости ввода антидемпинговых пошлин.

 

2.Не позднее сентября 2009 года в Минпромторг поступит заявление от российских производителей о продлении антидемпинговой меры в отношении импорта плоского никельсодержащего проката из стран ЕС. И ее естественно продлят.

 

3.Уже в этом году будет подготовлено и направлено новое, третье по счету заявление от российских производителей о проведении антидемпингового или специального защитного расследования в отношении импорта плоского проката из ферритных марок нержавеющей стали.

4. В 2011 году будет инициировано очередное расследование в отношении возросшего импорта плоского никельсодержащего проката из США, Японии, Индии, Мексики, Таиланда и Вьетнама.

 

В результате всех указанных мер монополия «по Мечелу» будет наконец-то установлена.

Цена импортного плоского проката на внутреннем рынке из-за роста таможенных платежей, увеличится в среднем на 35-50%, что будет вполне приемлемо для отечественных производителей.

При этом для повышения рентабельности нет необходимости модернизировать производство, расширять номенклатуру производимой продукции и увеличивать ее объемы.

 

Остается только один вопрос: «Почему за техническую и технологическую отсталость отечественных предприятий должны расплачиваться потребители и государство?»

 

Экспертная оценка Ассоциации «Спецсталь» о проводимом антидем-пинговом расследовании будет опубликована в июльском номере ежемесячного бюллетеня «Спецсталь-Экспресс».

Источник: Ассоциация "Спецсталь"
Подписаться на новости »
  • 12.04.2024 Производство Мировая выплавка нержавеющей стали в 2023 году выросла на 4,6% Согласно данным WSA, мировой объем выплавки нержавеющей стали в 2023 году, по сравнению с 2022 годом, увеличился на 4,6% и составил 58,44 млн тонн.Основной прирост обеспечили Китай и Индия, которые ув...

  • 09.04.2024 Импорт Экспорт Поставки нержавеющей стали с учетом стран ЕАЭС Экспорт.Согласно экспертной оценке Ассоциации «Спецсталь», общий объем российского экспорта основных видов продукции из нержавеющей стали, включая страны ЕАЭС, в 2023 году, по сравнению с...

  • 05.04.2024 Производство Россия увеличила производство нержавеющего проката Согласно экспертной оценке Ассоциации «Спецсталь», российское производство проката из нержавеющей стали в период с января по февраль 2024 года, по сравнению с АППГ, увеличилось на 9,5% и с...

  • 05.04.2024 Импорт Экспорт Производство Потребление Цены Сырьё Вышел мартовский номер бюллетеня «Спецсталь-Экспресс» Главные темы выпуска: - экспертная оценка реального потребления нержавеющей стали в 2023/2022гг. в России,- российский импорт и экспорт нержавеющей стали в 2023/2022гг. (вкл. поставки ЕАЭС),- изменен...

  • 11.03.2024 Потребление Потребление нержавеющей стали в России выросло на 27% Согласно экспертной оценке Ассоциации «Спецсталь», в 2023 году, по сравнению с 2022 годом, объем видимого потребления* основных видов продукции из нержавеющей стали в России увеличился на...

Все новости

Участники Ассоциации «Спецсталь»