16 июля 2009 года в здании Минпромторга РФ прошли публичные слушания в рамках антидемпингового расследования, проводимого в отношении импорта никельсодержащего плоского проката в период с 2004 по 2007 год из Бразилии, ЮАР, Республики Корея, КНР (вкл.Тайвань).
В слушаниях приняли участие представители:
· заявителей - ОАО «ЧМК» (Мечел), ЗАО ВМЗ «Красный Октябрь» (ЗАО «РусСпецСталь»), ОАО «Серп и молот»,
· ответчиков – ArcelorMittal, POSCO, Columbus Stainless (Pty) Ltd., TISCO, представители посольств: Республики Корея и ЮАР
· потребителей: ОАО «Ашинский МЗ», ОАО «Фритекс», ОАО «Чувашторгтехника» и Ассоциации «Спецсталь».
Повестка дня публичных слушаний, включала пять вопросов:
1.Заинтересованные лица.
2.Товар, являющийся объектом расследования, и российский аналогичный товар.
3.Демпинговый импорт никельсодержащего плоского проката из указанных выше стран.
4.Материальный ущерб отрасли российской экономики.
5.Причинно-следственная связь между демпинговым импортом и материальным ущербом.
Обычно такие слушания проходят в течение дня с 14:00 и закачиваются к 18:00. В этот раз они завершились только в 21:30. Не буду подробно пересказывать ход этой жаркой баталии. Само ее наличие говорит о том, что принимая решение о начале расследования Минпромторг не учел или не захотел учесть следующие обстоятельства:
- После введения в 2007 году антидемпинговой пошлины на импорт никельсодержащего проката из стран ЕС (доля которых составляла ~90%) в размере 840 евро/тн, совершенно естественно, что объем импорта данной продукции из других стран увеличился.
- Таможенная стоимость и реальная цена импортируемой продукции – это не одно и тоже. И для обвинения ведущих иностранных производителей в демпинге - одной только российской таможенной статистика маловато. Нужно как минимум запросить таможенную статистику из стран, включенных в расследование и желательно до его начала.
- Не были проведены предварительные консультации с компаниями импортерами и предприятиями-потребителями проката из нержавеющей стали, хотя бы с теми, кто указан в Заявлении.
- Доля ЧМК в выпуске никельсодержащего проката, и это хорошо было известно Минпромторгу, все последние годы почти в два раза превышала установленный законом (№ 165-ФЗ) 35-ти % рубеж, при котором необходимо получение Заключения от ФАС о последствиях воздействия антидемпинговой меры на конкуренцию на рынке РФ.
Заключение ФАС пока отсутствует.
И последнее – никому в голову не приходила мысль о том, что ВЕСЬ МИР не может демпинговать на рынке, где объем потребления, составляет менее 0,9% от общемирового объема производства плоского проката из нержавеющей стали.
Но вернемся к слушаниям. Вкратце позиция Заявителей сводилась к следующему:
Российские производители выпускают всю номенклатуру плоского никельсодержащего проката (марки, размеры, поверхность), в том числе и по иностранным стандартам, которая ни чем не отличается от продукции зарубежных компаний. При этом иностранные компании применяют демпинг, о чем свидетельствуют данные таможенной статистики. И поэтому на импорт никельсодержащего плоского проката необходимо ввести сроком на 5 лет антидемпинговые пошлины от 65,5% до 109,5% от таможенной стоимости в зависимости от страны происхождения.
Вопрос Ассоциации «Спецсталь», который остался без ответа.
Производят ли Заявители следующую продукцию?:
- плоский холоднокатаный прокат с поверхностью 2В, ВА,
- горячекатаный прокат, толщиной более
- плоский холоднокатаный прокат для глубокой вытяжки DDQ,
- плоский холоднокатаный прокат со шлифованной (4N), полированной (8N) и с декоративной поверхностью,
- холоднокатаный прокат, шириной более
- горячекатаный прокат, шириной более
- перфорированный плоский прокат,
- горячекатаный профнастил (чечевица).
Из-за несовершенства Товарной номенклатуры ВЭД РФ вся эта продукция попадает под коды ТН ВЭД, которые являются предметом антидемпингового расследования.
В неконфидаденциальной версии Заявления российских производителей о применении антидемпинговых мер описание процесса производства, рассматриваемых товаров, представлено очень скромно.
О технологических процессах и наличие оборудования для отделки поверхности на ЧМК, таких как: 2В, ВА, 4N, 8N, DECO не сказано не слова. Почему – понятно? О поставках горячекатаного проката по Протоколу №1036 – речь вообще не идет.
Про ВМЗ «Красный Октябрь» - еще скромнее: «Из нержавеющих марок аустенитного, ферритного и других классов производится горячекатаный листовой прокат толщиной от 2 до
Какой ширины и длины, и при какой толщине ВМЗ производит горячекатаный прокат – информация отсутствует.
О «Серпе и молоте» из-за низкого объема производства данного вида продукции (1035 тн в 2007 год и 981 тн в 2008 году) нет смысла подробно описывать «современную технологию» производства листа и ленты из сутунки.
Об особенностях технологического цикла российских производителей (максимальный вес слябов, количество переделов, расходные коэффициенты, трудоемкость, потребление эл.энергии, скорость прокатки, …), о наличии автоматизированной системы регулирования прокатных станов, и сроках эксплуатации оборудования - информация отсутствует.
Доказательная база демпинга представлена:
- по внутренним ценам стран экспортеров - на основе информации из публичных журналов и с Интернет-сайтов.
- по экспортным ценам - на основе таможенной статистики РФ.
Информация от таможенных органов стран расследования не представлена.
Учитывая «родственные связи» Минпромторга и Генерального директора ООО «УК Мечел» господина Дейнеко А.Д., а также, что юридическое обеспечение со стороны Заявителей осуществляет господин Ильичев В.Е., ранее занимавший должность начальника отдела мер защиты внутреннего рынка Департамента государственного регулирования внешнеторговой деятельности и таможенного дела МЭРТ, уже сейчас можно сделать вывод о результатах проводимого расследования.
Думаю, что у участников рынка нет сомнения в том, что генератором антидемпинговых расследований в отношении плоского проката из нержавеющей стали выступает Мечел.
Цель тоже ясна – монополизация рынка путем государственного регулирования внешней торговли, которая, как известно, не требует многомиллионных вложений в модернизацию производства.
На пути к своей цели - пока не хватает ряда обязательных условий. Поэтому можно сделать ряд предположений о дальнейшем развитии событий.
Что ждет участников рынка нержавеющей стали в ближайшей перспективе?
1.Новое антидемпинговое расследование, как и положено, завершится победной реляцией министерства о наличии демпинга и необходимости ввода антидемпинговых пошлин.
2.Не позднее сентября 2009 года в Минпромторг поступит заявление от российских производителей о продлении антидемпинговой меры в отношении импорта плоского никельсодержащего проката из стран ЕС. И ее естественно продлят.
3.Уже в этом году будет подготовлено и направлено новое, третье по счету заявление от российских производителей о проведении антидемпингового или специального защитного расследования в отношении импорта плоского проката из ферритных марок нержавеющей стали.
4. В 2011 году будет инициировано очередное расследование в отношении возросшего импорта плоского никельсодержащего проката из США, Японии, Индии, Мексики, Таиланда и Вьетнама.
В результате всех указанных мер монополия «по Мечелу» будет наконец-то установлена.
Цена импортного плоского проката на внутреннем рынке из-за роста таможенных платежей, увеличится в среднем на 35-50%, что будет вполне приемлемо для отечественных производителей.
При этом для повышения рентабельности нет необходимости модернизировать производство, расширять номенклатуру производимой продукции и увеличивать ее объемы.
Остается только один вопрос: «Почему за техническую и технологическую отсталость отечественных предприятий должны расплачиваться потребители и государство?»
Экспертная оценка Ассоциации «Спецсталь» о проводимом антидем-пинговом расследовании будет опубликована в июльском номере ежемесячного бюллетеня «Спецсталь-Экспресс».
Получайте свежие материалы прямо на почту
16.12.2024 Импорт Импорт нержавеющей стали продолжает снижаться Согласно экспертной оценке Ассоциации «Спецсталь», объем российского импорта продукции из нержавеющей стали в июле 2024 года, по сравнению с июнем, снизился на 13,9% и составил 31,25 тыс....
11.12.2024 Импорт Экспорт Производство Цены Сырьё Вышел ноябрьский номер бюллетеня «Спецсталь-Экспресс» Главные темы выпуска Российское производство проката из нержавеющей стали (январь-октябрь 2024/2023гг.) Текущая ситуация на китайском рынке нержавеющей стали Изменение цен на сырьевые товары Вну...
15.11.2024 Импорт Экспорт Потребление Цены Сырьё Рост цен откладывается В начале ноября средние экспортные цены на условиях FOB ASIA port на плоский х/к прокат AISI 304 2B (толщ. 2,0мм, рулон) увеличились на 2,2% и составили ~2075 USD/тн, а средние цены на плоский х/к про...
13.11.2024 Импорт Экспорт Производство Потребление Цены Сырьё Вышел октябрьский номер бюллетеня "Спецсталь-Экспресс" Главные темы выпускаМировое производство и прогноз потребления нержавеющей сталиРоссийское производство продукции из нержавеющей стали в Q1-Q3 2024/2023гг.Китайский рынок нержавеющей сталиЦены на сырь...
12.11.2024 Производство Производство нержавеющей стали в России продолжает снижаться Согласно экспертной оценке Ассоциации «Спецсталь», в период с января по сентябрь 2024 года, по сравнению с АППГ, объем выплавки нержавеющей стали в России снизился на 10,7% и составил 101,...